Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:10 

Причины-следствия «охоты за мечами» по указу Хидэёси в 1588 г.

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
С начала ХVI ст. даймё повсеместно заставляют своих самураев постоянно проживать при замке, запрещают им заниматься сельским хозяйством и переводят их на «жалованье», выплачиваемое в форме натурального рисового пайка. Начинает проводиться четкое различие между воинами и мужиками («буси» и «хякусё»). Самураев используют, только как регулярное войско. Из среды наиболее отличившихся воинов выделяются единицы, которые сами захватывают или получают в дар землю в результате удачных походов и выдвигаются в разряд феодальных господ. Целый ряд даймё, игравших заметную роль в политической жизни Японии в ХVI ст. и явившихся основоположниками феодально-«аристократических» фамилий, вышли из среды крестьян-самураев.

Ряд даймё — Курода, Маэда, Асано, Акети, Като, Фукусима, Укита и др. вели свою официальную родословную от Минамото и Тайра (IХ в.), но в действительности, до эпохи «смутного времени» в Японии — до междоусобиц ХV ст.— все они принадлежали к простонародью, к самураям из крестьян. Основой их выдвижения и обогащения были удачные авантюры в период «сражающихся государств» («сэнкоку»). Недаром в японских летописях этой эпохи можно обнаружить такую характерную запись:

«Наступила пора невиданного сословия самураев из крестьян»

Хорошо зная цену оружию, даймё уделяли особое внимание закреплению своего военного могущества и всеми силами содействовали полному обособлению самурайства от крестьян.
Поэтому Хидэёси встретил абсолютную поддержку в проведении разделения японского общества на три сословия:
дворянство (куда включались не только феодалы-землевладельцы, но и находившиеся у них на содержании простые воины)
крестьянство (производительный класс людей, занятых сельским хозяйством)
горожане (купцы и ремесленники).

Но, узаконив окончательно обособление воинов от крестьян, Хидэёси еще не разрешил проблемы действительного разоружения крестьянства. За время «смуты» в ХV—ХVI вв. у крестьян накопилось значительное количество разнообразного оружия. Даймё неоднократно пытались отобрать это оружие в пределах своих владений, однако проведение того мероприятия в масштабе всей страны было осуществимо лишь при наличии сильной центральной власти.

В 1584 г. Хидэёси впервые предложил отбирать оружие у не-самураев и в 1585 г. запретил ношение оружия лицам духовного звания. В 1588 г., когда положение Хидэёси, как признанного правителя феодальной Японии, окончательно упрочнилось, последовал его знаменитый указ об изъятии оружия у крестьян.


@темы: самураи, матчасть, любопытное, личности

Комментарии
2015-11-05 в 09:19 

Нат Фламмер
маленькая слабость Великой Силы
Сэндай, полностью согласна насчет компетентности Киёмасы-владетеля - он правил хозяйственно и разумно Ну, вот к вопросу о теме поста заглавного. Мне сдается, что крестьяне Кумамото должны были быть очень благодарны указам Хидееши, потому что у господина Като Киемасы даже зайцы в лесу ходили строем) Впрочем, некоторые дайме(не будем показывать пальцем, неприлично) прекрасно обходили этот указ, вооружая своих крестьян не мечами, а всякими приближенными к оружию орудиями труда, на тот случай, если придется из них внезапно делать солдат. Правда крестьяне сами по себе драться не любили, в случае нападения предпочитали скрываться в лесу и спокойно возвращались обратно и платили налог новому хозяину. Как то с "партизанской войной" в Японии того периода было не очень) А конкретно Като Киемаса уделял очень много времени постройке крепостей и разработке и возделыванию новых рисовых полей(потому что авдруг война, а у нас и крепостей нету и есть нечего), кроме того в виде налога еще и собирал с крестьян стратегический запас "на случай ядерной зимы", чтобы не тратить на крестьян ресурсы, предназначенные для армии.
и отрывался на чужих землях
Да, он за этим обычно к соседу ходил)) Особенно хорошо пошло - когда Кониси Юкинага на Сэкигахару неудачно сходил)
Насчет «сто очков» - это вопрос спорный, т. к. представители рода Фудзивара успешно правили политикой императорского двора вплоть до конца Хейян.
Ну, тут и правда вопрос спорный, потому что дворцовая политика императоркого двора мало что значила на тот момент вообще... а проихождение Фудзивара, да, похоже, согласен) Толковых предков себя наши дорогие господа выбрали)

2015-11-06 в 03:40 

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
В отличии от Хидэёси и Ко, Масамунэ предков себе не выбирал но, несомненно, своей родословной был очень доволен :laugh:

А крестьяне дрались, вовсю восстания поднимали, пополняли контингент разбойников и т.д. От войны звереют все :( Но на землях Масамунэ и Като подобное случалось гораздо реже, чем у прочих, этого не отнять. Править они умели :vo:
А на землях Мицунари и вовсе была тишь да гладь, он слыл хорошим правителем и народ его любил.

2015-11-06 в 06:35 

Нат Фламмер
маленькая слабость Великой Силы
Сэндай, А крестьяне дрались, вовсю восстания поднимали, пополняли контингент разбойников и Ну так собсно поэтому и было сделано все, чтобы крестьян разоружить, чтобы не говорили в этом плане о Хидееши. (мне вот буквально вчера сказали: "Вот гад, сам так поднялся, а другим значит дорогу перекрыл") Вот потому и перекрыл, что "так подняться" можно только в период войны. А именно ее он и прератил, так, на минуточку. А чтобы прекратить гражданскую войну, нужно в первую очередь разоружить гражданское население. И отделить это гражданское население от военных.

2015-11-06 в 07:50 

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
Нат Фламмер, всё сказано верно, но не всё сказано. Хидэёси действительно «дорогу перекрыл», потому как запретил менять сословие - родился ты купцом, то и помрёшь купцом, как бы тебе не хотелось стать самураем (чего хотелось многим).

Но исключения были - тот же Масамунэ, откровенно наплевав на указ, сделал купца Шичироэмона, с которым познакомился в Киото на обучении чайной церемонии, своим вассалом и самураем - Судзуки Мотонобу (см. Баллада об одной неудаче)

2015-11-06 в 08:41 

Нат Фламмер
маленькая слабость Великой Силы
Сэндай, А вот уже проявляется другой интересный момент. Это жесткое разделение на сословия было сделано не с целью "перекрыть дорогу", а с гораздо более приземленной - с той же, с которой была проведена перепись населения(да, та самая "перепись по Тоемтоми", когда тех, кто не желает переписываться было приказано просто убивать. а зачем они нужны, не записался, значит нету) Это все делалось для упрощения системы налогообложения. Которая была настолько прекрасной в эту эпоху, что до казны доходило чуть более чем ничего, в лучшем случае граждане платили своим дайме, а в худшем - дарили свои земли храмам, которые вообще ничего никому не платили(соответственно и с крестьян брали меньше). По этому в этой сфере порядок следовало навести в первую очередь. А это значит - строго определить, кто где и чем занимается. А то сегодня они рис выращивают, а завтра уже горшками торгуют, а потом смотришь - уже у кого-то на жаловании сидят с мечами за поясом. А самураи вообще налоги не платят, потому что ничего не производят, а вдруг ему жалования мало и он начнет горшками приторговывать?) Система сословий самая простая и действенная, чтобы, например, ввести налоги на вид деятельности и за этим следить нужен целый штат налоговых инспекторов(а кто в Корее воевать тогда будет?))
С фиком пока не получилось, но вам так, на поржать поэзия, про господина Дракона там тоже есть)

2015-11-06 в 08:48 

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
Забавный стих :five:, особенно улыбнул момент с глазом Масамунэ: «Он за спиною у тебя» :evil:

Насчет «налоговой» версии надобно будет подумать, сейчас с ответом затрудняюсь

2015-11-06 в 09:08 

Нат Фламмер
маленькая слабость Великой Силы
Сэндай, Ога.. в целом то тема интересная. Тем более, что тут причин по определению гораздо больше чем одна) «Он за спиною у тебя»
Ну а что поделаешь, если правда?))

2015-11-06 в 09:10 

Нат Фламмер
маленькая слабость Великой Силы
Сэндай, Ога.. в целом то тема интересная. Тем более, что тут причин по определению гораздо больше чем одна) «Он за спиною у тебя»
Ну а что поделаешь, если правда?))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эпоха Воюющих Провинций

главная