Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
«Империей правит сила» – девиз, выгравированный на печати Нобунага, стал и девизом его жизни

После убийства 13-го сёгуна Асикага Ёситэру, его младший брат Ёсиаки бежал из храма Кофукудзи он был вторым сыном, поэтому его с детства готовили в монахи и направился в провинцию Оми. Там он попросил главу рода Роккаку о помощи в походе на Киото, но получил отказ. Тоже самое произошло в провинции Этидзэн.

В 1568 году Ёсиаки направился в провинцию Мино, владения Нобунаги, который сразу же согласился предоставить ему помощь. И, заключив союз с давним противником - родом Такэда, в сентябре 1568 года Нобунага выступил с большой армией в поход на Киото. Через две недели союзники захватили Киото, назначили Ёсиаки сёгуном, но проводить независимую политику ему никто не дал.

Поскольку Ёсиаки это не утраивало, в 1570 году он тайно выслал письма главам кланов Асакура, Адзаи (глава клана был шурином Оды), Такэда, Мори и Миёси, а также буддийским монастырям Энряку-дзи и Исияма Хонган-дзи с призывом свергнуть Нобунагу. На призыв откликнулись все, включая настоятелей Энряку-дзи и Исияма Хонган-дзи, чьи военные и финансовые ресурсы превосходили любого из отдельно взятых даймё.

В итоге Нобунага оказался окружен со всех сторон


В попытке уничтожить их, Нобунага собирался принять меры, о которых никто прежде не думал.

В августе 1570 года союзные силы Оды и Токугавы встретились в решающей битве при Анэгаве c 13-тысячным войском Адзаи Нагамасы и Асакуры Кагэтакэ. Мощная атака противников разбила первые ряды войска Нобунаги, но удары в тыл и фланги вражеских сил изменили ход битвы в пользу союзников. В конце лета того же года Нобунага двинул свои войска против сил рода Миёси, которые закрепились в провинции Сэтцу (соврем. префектура Осака). Пришлось вести тяжёлые бои, так как противники получили поддержку со стороны монастыря Энряку-дзи и остатков войск Асакура-Адзаи. Опасность была велика, поэтому Нобунага отправил в Энряку-дзи посла с предупреждением. Но монахи были бескомпромиссны.

Чтобы окончательно расправиться с врагами в тылу, Ода отступил из Сэтцу и перебросил войска в район их действий. Однако Адзаи и Асакура бежали за стены монастыря Энряку-дзи, и Нобунага был вынужден тратить время на его осаду. В это время настоятель Исияма Хонган-дзи провозгласил Нобунагу «врагом Закона Будды» и приказал своим монахам-воинам поднять восстание в крепости Нагасима.

Укрепленные монастыри в Нагасиме и Исияма Хонган-дзи не уступали по силе самурайским замкам, служили центрами технического прогресса - в частности, их монахи славились своим искусством стрельбы из мушкетов.

А Энряку-дзи вообще имел статус чин-го кокка но додзё — «храм мира и защиты государства» и был самым привилегированным японским монастырем. Поскольку монастырь обеспечивал отправление религиозных обрядов киотской знати, это приносило настоятелю огромные доходы. Управление таким огромным богатством, а также организация самого монастыря целиком лежало на руководителях монастыря. Энряку-дзи владел многочисленной недвижимостью по всей Японии. На должность монзеки — главу подразделений Энряку-дзи, назначались выходцы из императорской семьи.

В этой ситуации Нобунага решил задействовать императорский двор, чтобы на некоторое время обезвредить противников. При посредничестве Императора Огимати Ода заключил временный союз с Асакурой и Адзаи.

Скопив силы, 29 сентября 1571 года Ода атаковал монастырь Энряку-дзи с 30 тыс. солдат. Сначала сожгли городок Сакамото, лежащий у основания горы Хиэй. Но к моменту нападения большинство жителей города успело подняться на гору, которую оцепили 30 000 воинов Ода. По команде кольцо оцепления начало сжиматься. Воины поднимались вверх, сжигая все, что попадалось у них на пути. Были убиты около 3-х тысяч монахов, женщин и детей. К ночи основные постройки Энряку-дзи были охвачены пламенем в качестве предупреждения другим монашеским общинам.

На следующий день Нобунага отправил своих стрелков на охоту за всеми, кто уцелел после резни. Окончательное число погибших достигло 20 000 человек. Это было самое жестокое деяние Нобунага за всю его карьеру. Разрушение монастыря положило конец общины Энряку-дзи. Со временем на горе выросли новые деревья и появились новые постройки (Энряку-дзи был возрождён при Тоётоми Хидэёси), но боевой дух покинул вершину Хиэй навсегда.



За сожжение Энряку-дзи, который был одним из древнейших буддийских центров страны, Ода Нобунагу стали называть «Демон-повелитель Шестого Неба» (яп. 第六天魔王 Дайроку Тэмма-о:, в буддизме хозяин шестого неба в Мире Желаний, одно из воплощений зла).

С падением Энряку-дзи силы Адзаи и Асакуры сильно ослабели, и в следующем году несколько их генералов перешли на сторону Нобунаги.

В 1573 году Ёсиаки открыто выступил против Нобунаги, но потерпел поражение и того же года был изгнан из Киото. Сёгунат Муромати перестал существовать.

В июле того же года настал черёд крепости Нагасима: учтя провал атаки на крепость в 1571 году (наступлению помешала болотистая местность, на которой была построена Нагасима), теперь Нобунага лично командовал операцией. Численность его армии точно не известна, но летописцы сообщают, что в распоряжении полководца был отряд опытных аркебузиров. И в этот раз захват не состоялся по вине сильнейшего ливня, из-за которого промокли фитильные ружья солдат Нобунаги, - монахи провели стремительную контратаку, и Оде вновь пришлось отступить. В 1574 году он решил подойти к своей цели иначе: помимо сухопутных частей, на штурм Нагасимы был отправлен флот под командованием Ёситаки Куки. Корабли не только обстреляли деревянные укрепления зажигательными стрелами, но и отрезали монахов от снабжения продовольствием и возможного подкрепления.

Пока монахи отражали атаки с моря, Нобунага сумел взять штурмом несколько самых удаленных фортов. Заняв их, он получил возможность приблизится к Нагасима с запада. Координируя действия с флотом, сухопутная армия атаковала с севера по трем направлениям. Защитники медленно отступали, оказывая отчаянное сопротивление. К августу 1574 года в замках начался голод, монахи запросили мира, но Нобунага отказался.

Численность блокированной армии составляла порядка 20 000 человек. По приказу Нобунаги, под стенами Нагасима был возведён высокий деревянный частокол, который затем подожгли. Весь комплекс строений в Нагасима охватил пожар. Как и на юре Хиэй, Нобунага беспощадно расправился со своими противниками.

Дольше всех продержался Исияма Хонган-дзи, которому покровительствовал клан Мори. Благодаря этому храм обеспечивался провизией и боеприпасами посредством поставок с моря. Лишь в 1578 году новый флот Нобунага сумел отбросить флот клана Мори и блокировать Исияма Хонган-дзи. В том же году умер их естественный союзник Уэсуги Кенсин, который беспокоил Нобунагу с севера. Клан Мори после потери в 1580 году их родового замка Мики не желал вести крупномасштабную войну с Нобунага. Таким образом, Исияма Хонган-дзи попал в полную изоляцию, на что Нобунага и рассчитывал.

Но храм таки не разделил судьбу Энряку-дзи и Нагасима - в апреле 1580 года гонец доставил от императора письмо, в котором Исияма Хонган-дзи предлагалась почетная капитуляция. Нобунага всячески оспаривал это письмо, но капитуляция по условиям письма состоялась спустя несколько недель. Так, в августе 1580 года Нобунага подчинился воле императора и не стал уничтожать противников, но все укрепления и постройки были сожжены.

В 1584 году Тоётоми Хидэёси построил грандиозный замок Осака на месте Исияма Хонган-дзи. В начале XVII ст. Хонган-дзи раскололся на две ветви с главными храмами Ниси Хонгандзи и Хигаси Хонгандзи в Киото, которые до сих пор являются крупными и влиятельными религиозными центрами.

Киото. Главное здание храма Ниси Хонган-дзи (был построен в 1591 году Тоётоми Хидэёси):





Хигаси Хонган-дзи

изображение



Источники: вики, исторический репортаж в конце серии 11 дорамы «Komyo ga Tsuji» (Великий путь) яп. 功名が辻 , статья «Японские монахи воины»

PS. подробнее о войне Ода с Хонган-дзи
PS. подробнее о настоятелях Исияма Хонган-дзи и движении Икко-икки

@темы: самураи, монастыри, матчасть, любопытное, личности