Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
11:20 

дзисэй Сэн-но Рикю (1521-1591?2)

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
Дед Рикю был одним из советников при дворе сёгуна Ёсимасы Асикаги, а отец — богатым торговцем. И Рикю принял фамилию деда «Сэн-Ами». А наставник Рикю в дзэн — Дайрин Сото из храма Нансюдзи, — дал ему имя дзэнского мастера Соэки и под этим именем Рикю знали его современники.
Буддийское имя и титул — Рикю Кодзи.

Влияние Рикю на политическую и культурную жизнь сказывалось на его отношениях с Хидэеси, которые постепенно приобретали все более напряженный характер. В результате Хидэеси приказал Рикю совершить сэппуку 切腹.
В своей усадьбе (святилище Сэймэй, Киото) Рикю выполнил приказ в 28-й день второго месяца 19-го года Тэнсё (1591 год).


Предсмертное стихотворение:
「人生七十 力囲希 ロ出 吾這宝剣 祖仏共殺」 «Семьдесят лет жизни -
Ах! Вот как!
Я этим мечом-сокровищем
Убивал патриархов и будд.
Совершенный меч, который держу
я в руках,
Сейчас, в этот момент, брошу в небо.»



Усадьба Сэн-но Рикю (святилище Сэймэй, Киото)
Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений


Жилище Рикю во дворце Дзюракудай

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Могила Сэн-но Рикю
Находится в храме Дзюко-ин - перед смертью Сэн-но Рикэ сделал этот храм своим семейным. 21-го числа каждого месяца в этом храме до сих пор проводятся поминальные службы по Рикю.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Семья Рикю была выслана из родного им города Сакаи. Впоследствии его потомки были «амнистированы», им было разрешено вернуться в Сакаи, возглавить школу Чая, возвращены дом и часть имущества.

У Рикю было два сына: Доан (родной) и Сёан (приёмный). После смерти Рикю его дело продолжил приемный сын.
У Сёана, в свою очередь, был сын Сотан (1578-1658), который полностью посвятил себя изучению Пути чая 茶道 и дзэн 禅. Сотан всецело следовал учению своего деда, соблюдая созданные им правила может быть даже несколько строже, чем сам Рикю и провозгласил Четыре принципа Пути Чая: Гармония, Благоговение, Чистота, Покой (ва-кэй-сэй-дзяку).
Однажды Сотан даже не постеснялся упрекнуть князя Нагаи Синсая за демонстративно скромную в аскетическом стиле ваби чайную закуску кайсэки, а пришедшему вместе с ним бедняку посоветовал не разыгрывать равнодушие при виде поданных свежих карпов.

Потомки Сэн-но Рикю и по сей день возглавляют основные чайные школы в Японии, центр которых находится в районе Камикё-ку в Киото.

Источник: японовики, серия 41 тайги «Стратег Камбэй» яп. 軍師官兵衛

:ps: Д. Елисеев в своей книге «Хидэёси» приводит несколько версий причин, по которым Хидэеси обрёк Сэн-но Рикю на смерть:

«Имел ли тайко, например, право потребовать самоубийства своего мастера чайной церемонии, которого так любил, - Сэн-но Рикю, участника самых торжественных празднеств его жизни? И благодаря которому чайная церемония приобрела именно под эгидой Хидэёси облик, сдержанное изящество, словом, аристократический характер, которого это времяпрепровождение монахов и воинов никогда прежде не имело? И однако Рикю умер в 1591 г. по приказу своего сеньора.

Никто этого не понял; некоторые, особенно иностранцы, всегда помешанные на фривольных историях, вообразили, что тайко внезапно влюбился в юную и очаровательную дочь служителя искусств, а та отказала верховному повелителю и обрекла тем самым на смерть отца и себя. Объяснение возможное, но довольно малоубедительное для общества, никогда систематически не связывавшего с плотским началом понятие греха.

Другие измыслили склонность Рикю к христианской вере, возникшую как раз в момент, когда его сюзерен проявлял неприкрытое раздражение при одном упоминании иностранных священников.

Третьи сделали чайного мастера приверженцем восточных кланов, которых Хидэёси только что подчинил после поражения Ходзё в 1590 году.

Наконец, четвертые обличали гордыню Рикю, который якобы заказал собственную статую и поставил ее в воротах Дайтокудзи, присвоив тем самым привилегию высшей знати. Отсюда совсем рядом историки, объясняющие всё экономическими причинами: они считают, что этот человек «подорвал рынок» старинных товаров, заменив дорогостоящую китайскую керамику - которую Хидэёси из снобизма ставил очень высоко - простыми местными чашками, на вид простонародными, однако тончайшей работы.

Но господин повелел; хуже того, он утвердился в своих намерениях, - выслав сначала Рикю в Сакаи, то есть, конечно, недалеко, он вернул того в Киото и сообщил о своем решении: смерть. Рикю подготовился к этому, организовав последнюю чайную церемонию, а потом вскрыл себе живот, в то время как квартал, говорят, оцепили три тысячи солдат. Чтобы помешать нападению друзей, попытке прийти на помощь, весьма маловероятной? Или чтобы придать обряду полную торжественность? Рикю умер; но Хидэёси еще питал к нему достаточную неприязнь, чтобы убрать его статую из Дайтокудзи и выставить ее на публичном месте - на позорном кресте для приговоренных за уголовные преступления. Зачем? Оба унесли свою странную и кровавую тайну в могилу.»

:ps: Светло-зеленый чай особенно хорошо смотрелся в специально заказанной мастером Рикю черной чашке раку, которую Хидэёси невзлюбил, как император Николай 1 черный фрак Пушкина. И по той же причине - это было знаком независимости.

:ps: Чайный домик «Тайан», созданный Сэн-но Рикю

:ps: Сэн-но Рикю: байки из ЖЗЛ
Самурай Като, вассал князя Хидэёси, решил убить Рикю, чтобы тот не мешал его господину в борьбе за власть в Поднебесной. Наотрез отказавшись оставить по обычаю меч под навесом у входа в чайный домик, он на коленях, наклонившись, протиснулся через символический лаз нидзи-ригути внутрь, но и не подумал смириться духом. Мгновенно разгадавший его настроение Рикю, даже не повернувшись в его сторону, «нечаянно» опрокинул котел с кипятком в очаг. Като невольно отпрянул от облака пара и пепла, а Рикю тут же с поклоном извинения, в строгом соответствии с этикетом, забрал у него меч, дабы очистить его от грязи. Пристыженный воин понял, что подобный противник ему не по зубам, и удалился.

Некто Комбаяси Тикуан из Удзи, пригласивший к себе на чаепитие Рикю, так волновался в присутствии великого мастера, что уронил черпачок и веничек для взбивания чая. По возвращении ученики Рикю стали посмеиваться над неуклюжим мастером, но Рикю заметил им, что давно уже не получал такого удовольствия от чая, ибо искреннее желание хозяина угодить гостям так трогательно-искренне выражалось в его неловкости.

Источник

@темы: поэззия, матчасть, дзисэй, байки из ЖЗЛ

Комментарии
2015-05-14 в 20:25 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Какой красивый дзисэй! Да и вообще, очень интересно *~~~* я и не знала, что его потомки ещё живы и даже до сих пор занимаются семейным ремеслом!

2015-05-14 в 20:35 

Сэндай
Качество наших поступков определяется качеством нашей жизни (c)
до вчерашнего дня и мы не знали :laugh:
:Азиль:, :yes::yes::yes: процветания роду Сэн - ремесло у них замечательное :red: :vo:

2015-05-14 в 20:53 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Сэндай, присоединюсь :buddy::rotate:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эпоха Воюющих Провинций

главная