Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:59 

Нокогирибики – казнь бамбуковой пилой

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)

Предупреждение: особо нервным и ярым противникам смертной казни просьба не заморачиваться.


Нокогирибики – казнь посредством бамбуковой пилы. Данный вид наказания известен в Японии еще со времен Камакура. К такой смерти приговаривали за убийство или покушение на убийство вышестоящего, в частности так казнили мятежных вассалов.



Суровость наказания соответствовала составу преступления: с точки зрения обитателей феодальной Японии не было ничего страшнее, чем сознательное причинение вреда тому, кто стоял хотя бы на ступеньку выше в социальной лестнице. Для сравнения, за убийство родителей (одно из самых страшных преступлений в представлении средневекового японца) казнили всего лишь распятием на кресте (харицукэ). «Всего лишь» в данном случае не ирония – знакомые с процедурой японского распятия поймут, что в сравнении с нокогирибики упомянутая казнь выглядит практически безболезненной.

Формально нокогирибики существовала в японском законодательстве чуть ли не до эпохи Мэйдзи. Однако достоверно известно, что в последний раз казнь реально применялась в 1603 году. В последующие века так уже никого не казнили. Обусловлено это, судя по всему, было не только жестокостью казни, но и ее спецификой. Преступника сперва связывали и демонстрировали публике в, так сказать, целом виде, потом закапывали по шею в землю. На шее делали надрез тупой бамбуковой пилой, которую затем клали рядом с приговоренным. Родственники жертвы, а так же все желающие получали возможность довершить процесс, т.е. допилить шею преступника. Отделенную таким образом от тела голову выставляли на всеобщее обозрение.

Надо сказать, что и в предшествовавшие периоду Эдо столетия нокогирибики применялась не слишком часто: желающих отпилить голову осужденному находилось немного. Видимо поэтому всякого рода мятежников и государственных преступников обычно приговаривали к сэппуку или отсечению головы мечом.

Большинство упоминаний о применении нокогирибики относится к эпохе Сэнгоку. Наиболее примечательный случай казни бамбуковой пилой имел место в 1573 году. Тогда жуткой смерти удостоился ниндзя по имени Сугитани Дзэндзюбо (по другим данным это был монах ордена Иккосю), покушавшийся на жизнь великого и ужасного Оды Нобунаги. Уже само покушение техникой исполнения напоминало сюжет голливудского боевика: залегший в засаде киллер палил по своей жертве из аркебузы. Однако то ли духи Ада хранил князя Овари, то ли Сугитани оказался неважным снайпером, но Ода остался невредим. Несостоявшийся же убийца был схвачен и приговорен к нокогирибики.
Казнь состоялась 5 октября 1573 года в окрестностях замка Гифу, и надолго запомнилась всем присутствовавшим. Дело в том, что желающих добровольно допилить приговоренного не нашлось. Тогда разгневанный Нобунага повелел своим вассалам идти на большую дорогу и отлавливать всех встречных совершеннолетних мужчин. Перепуганных путников подводили к закопанному по шею в землю Сугитани и заставляли делать по одному-два надреза, поскольку на большее у бедняг просто не хватало выдержки. В итоге казнь длилась шесть дней, жертва испустила дух в ужасных мучениях, а Ода остался чрезвычайно доволен.

Знаменитая же история о том, как отпилили голову потерпевшему поражение при Сэкигахаре Исиде Мицунари скорее всего не более чем историческая байка, появившаяся спустя сто с лишним лет после самого события. Тем не менее, жуткая легенда вплоть до недавнего времени фигурировала в разного рода популярных источниках. Скажем, именно так повествует о казне Исиды в романе «Сегун» Д. Клавелл: «<…> спустя 3 дня Исиду схватили живым. Торанага (т.е. Токугава Иэясу. Прим. Мицухимэ) остроумно напомнил ему о предсказании китайского посла (умереть седым) и в цепях отправил в Осаку для публичного обозрения. Он приказал закопать Исиду в землю, оставив одну голову и распилить шею тупой бамбуковой пилой. Исида умирал целых 3 дня и умер очень старым...».Стоит обратить внимание, что подробности, с которыми традиционно описывают казнь Мицунари (отсутствие желающих отпилить голову, участие прохожих и т.д.) точь в точь повторяют описание реально имевшей место казни Сугитани Дзэндзюбо, так словно в одной и той же истории изменили лишь имена действующих лиц. Сторонники зверской казни Исиды упирают на то, что расправляться таким образом с особо насолившими противниками Иэясу было не в диковинку: в 1574 году будущий сегун приказал казнить через отпиливание головы своего вассала Ога Ясиро, уличенного в сговоре с противником. В свою очередь, оппоненты указывают на тот факт, что во всех современных событию источниках казнь Исиды Мицунари и двух его сторонников описывается именно как гокумон. Этот вид обезглавливания включал в себя выставление преступника на публичное обозрение (приговоренного в течение дня возили по городу) и отсечение головы мечом с последующим ее выставлением на три дня и две ночи перед воротами тюрьмы. Очень маловероятно, что современники могли перепутать два столь разных вида обезглавливания, посему сомневаться в их свидетельствах нет смысла.

Во времена правления сегуната Токугава казнь бамбуковой пилой сохранялась в законодательстве исключительно как мера устрашения, по крайней мере никаких упоминаний о ее применении после 1603 года нет.


@темы: раскопки и теории, матчасть, любопытное, самураи, байки из ЖЗЛ

Комментарии
2014-12-24 в 09:40 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Мицухимэ, о, спасибо за любопытную статью! Очень интересно )))) хотя и жутко малость, конечно :horror2:

2014-12-24 в 12:37 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
:Азиль:, хотя и жутко малость, конечно, ну так "жестокий век, жестокие сердца":mad:

2014-12-24 в 15:00 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Мицухимэ, да я не спорю)

2014-12-24 в 15:12 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
:Азиль:, но все-таки даже по тамошним меркам считалось жуткой казнью. Раз "желающих" приходилось отлавливать))

2015-01-01 в 12:27 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
kosan, бррр, ещё бы :horror2:
хорошо, что с Мицунари такого ужаса не произошло :hot: хотя всё равно с ним было всё печально, конечно Т_Т

2015-01-14 в 20:30 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
:Азиль:, хотя всё равно с ним было всё печально, конечно Т_Т, ему, бедному, и так досталось(( Хотя, конечно, отсечение головы куда менее мучительная процедура, нежели отпиливание. Если честно, то я рада ещё и за Токугаву, который на самом деле не докатился до такого ужаса. Иначе это было бы... чудовищно:alles:

2015-01-18 в 00:14 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
kosan, я рада ещё и за Токугаву, который на самом деле не докатился до такого ужаса.
ну да, согласна...
Ода-ко недаром таки заслужил прозвище Дайроку Тэмма-о...

2015-01-18 в 14:59 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
:Азиль:, Ода-ко недаром таки заслужил прозвище Дайроку Тэмма-о..., и прозвали его так ни где-нибудь, а в Сэнгоку...

2015-01-18 в 19:45 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
kosan, вот-вот...

2015-01-18 в 19:57 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
:Азиль:, одним словом, передовой человек своей эпохи;)

2015-01-18 в 19:57 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эпоха Воюющих Провинций

главная