Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:24 

актуальное!=)

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
О смене гендерной роли в отдельно взятом клане

С благодарностью Антрекоту за дополнения и замечания.


Жила-была девочка – сама виновата… Впрочем, не будем забегать вперед.
В Японии наследование шло по мужской линии. Что в княжеских семьях, что в крестьянских. Таково было общее правило. Но, как известно, нет правил без исключений. Об одном из них ( а известно несколько), и пойдет речь. Впрочем, история это смутная ,и каждого события есть две-три версии.
Итак ,в наличии у нас старинный и уважаемый княжеский род Ии. Вассалы Имагавы Есимото, но момент начала рассказа – наиболее вероятного претендента на верховную власть в стране. Правит в клане даймё Наомори, одиннадцатый по счету. При том, что жив отец его Наохира. Эта практика нам известна – состарившись, князь передает власть сыну. Вот только у действующего дайме сыновей нету, только дочь , изначальное имя которой неизвестно, дошло лишь имя «промежуточное» - Дзиро-Хоши, так нам и придется пока ее называть. Зато есть кузен Наочика. Ему и наследовать. Наочика, ясное дело, помолвлен с Дзиро-Хоши, власть остается в семье, все в порядке. Но свадьба отложена – сперва господину Имагаве надобно пройти маршем в Киото и заполучить власть.
Вот только на пути Имагавы попадается горная долина Окехадзама… и далее история Японии начинает менять русло. Меняется ситуация и в семействе Ии, ибо в битве у Окедзамы, Наомори сложил голову. Наочике следует принять власть… но тут клан Имагава, выйдя из ступора, начинает разбираться, что делать и кто виноват ( кроме Оды, конечно). И у Наочики приключаются с ними какие-то невнятные терки. Как туманно сообщают доступные мне источники, «пал жертвой клеветы». Наследник Ёсимото, Уджизанэ, сидел тогда сильно некрепко, на этой почве у него развилась страшная паранойя, и Наочика был не первым, кто под нее попал. И вместо того, чтобы, как положено порядочному вассалу, вспороть живот, он предпочитает податься в бега. Бразды подхватывает дедушка Наохира. Было это в 1562 г.
По другой версии, однако, дело приключилось раньше, и Наочика бежал после убийства Оно, одного из вассалов Имагавы, опасаясь мести.
Через год ситуация вроде бы утрясается, Наочика возвращается и принимает власть… вот только жениться на кузине он не может – пока был в бегах, уже успел жениться и даже обзавестись сыном. Почему Дзиро-Хоши не отдали ему в наложницы, мне неизвестно. То ли это было непрестижно, то ли у дедушки были на нее другие планы… А тем временем терки с Имагавами вспыхивает вновь, на сей раз бежать уже не получается… в общем, есть такая штука, звать ее сэппука… хотя опять же, по другой версии, Наочика не благородно самоубился, а был убит родичами Оно.
Тем временем, вассалы Имагавы начинают вовсю воевать между собой, и дедушка Наохира активно подключается к процессу. В частности, вдохновляет клан Имагава напасть на замок Никима, принадлежавший Ио Цурутацу. У Ио есть супруга Отацу-на-Ката ( Цубаки-химе такоже). Оная Отацу понуждает стороны к переговорам. На самом деле, как сообщают хроники, она замыслила ликвидировать Наохиру, полагая, что если власть перейдет к женщине, Ио ничего не будет угрожать ( зря она, конечно так подумала…). И во время переговоров Отацу щедрою рукою сыплет старцу в чай яду.
Скоропостижная смерть Наохиры вызывает законные подозрения, и клан Имагава принуждает Отацу совершить самоубийство. Впрочем, как водится, есть и другая версия, но мы ее пока отложим.
А у советников и вассалов Ии – проблема. С одной стороны признать женщину главой клана как-то не по понятиям. С другой стороны маленький ребенок, сын Наочики, в условиях войны всех против всех – не лучший вариант, да и папа того младенца ,видимо, имел не слишком хорошую репутацию, во всяком случае, в родословии среди даймё Наочика не значится.
Тем более что с ребеночком приключается история, достойная отдельной баллады. После смерти Наочики его вдова тут же вышла замуж за другого вассала Имагавы - Мацушиту Киёкаге. И стал мальчик зваться Мацушита Торамацу. То есть он уже и не Ии вовсе. Но Уджизанэ этого мало, паранойя – вещь серьезная. Мало ли, что младенец, потом вырастет – и отомстит за отца. Он приказывает ребенка убить. Но Дзиро-Хоши отправляет наперехват своего дядю по матери ( и в прошлом,воспитателя) Чикамори Ниино с указанием – ребенка выкрасть, вывезти за пределы провинции , в Микаву, к Роману Хлудову… то бишь, к Токугаве Иэясу под крыло. Что и было сделано. И когда Уджизанэ потребовал выдачи ребенка, Иэясу ему ответил… в общем, ненормативно он ответил.
И пока вассалы судят да рядят, Дзиро- Хоши правит по факту. И постепенно отвращает клан от курса на Имагаву в другую сторону. Токугава выглядит предпочтительней.
И тогда советники и вассалы выбирают простое решение, дабы узаконить создавшуюся ситуацию. Назвать женщину мужским именем. Иными словами, признать мужчиной условно. В 1565 г. княжна Дзиро-Хоши исчезает из истории, и появляется двенадцатый дайме Ии Наотора.
Историки так не сошлись во мнениях, было ли правление Наоторы реальным, или чисто представительским. Есть сторонники обеих версий. Несомненно одно – до конца жизни она была последовательной союзницей – или вернее сказать, союзником – Токугавы Иэясу, и положила начало традиции, по которой представители клана Ии до конца эпохи сёгуната входили в ближний круг Токугавы.И согласно первой версии, Наотора вместе с Токугавой осадила замок Никима, где засела овдовевшая на тот момент Отацу-но- Ката. В результате защитники замка во главе с Отацу…ну, вы поняли.
Войска клана Ии участвовали в основных кампаниях Иэясу, однако нет сведений, что Наотора, подобно другим воинственным дамам эпохи, сама принимала участие в сражениях.
Она так и не вышла замуж. Безбрачие, судя по другим примерам, не было обязательным условием для женщин-наследниц, но в ее статусе «условного мужчины», очевидно ,иначе было нельзя. По некоторым данным, она принял с монашество - упоминается ее монашеское имя Юэннин. В это Наотора также не отличалась от мужчин-дайме своего времени, которые, «обрив голову», оставались у власти.
Наотора усыновила Торамацу, сына Наочики, который, как пишут, был полностью ей предан – и неудивительно, учитывая вышеизложенное. После ее смерти в 1582 г. он и принял власть в клане. Известен он как Ии Наомаса, «красный дьявол», один из самых знаменитых генералов Токугавы. Но это уже другая история.
Что касается отражения сюжета в массовой культуре, то Ии Наотора встречается как минимум в трех компьютерных играх, а вот фильмов- сериалов по теме я не знаю, если кто-то подскажет – буду благодарна.


источник

благодарности можно писать сюда =)

@темы: самураи, о прекрасных дамах, кланы, личности, байки из ЖЗЛ

Комментарии
2013-11-09 в 23:58 

kanna_koozuki
For man's only weapon is courage that flinches not from the gates of Hell itself, and against such not even the legions of Hell can stand. (c)
Здорово!))) К вопросу о роли женщин в суровом самурайском обществе)))

2013-11-10 в 00:06 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Youka Tomo, а то ж))))

2013-11-10 в 10:06 

Grissel
Ахотора в комментах уточнила, что имя Дзиро-Хоши(тоже мужское по определению), согласно японским источникам, было не "промежуточным", а дано в детстве. То есть есть вероятность, что девочку готовили в наследницы изначально, а Наочика был запасным игроком.

2013-11-10 в 15:11 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Grissel, о! как это я этот коммент пропустила всё интереснее и интереснее =)) девочка, воспитанная как мальчик... жизнь интереснее любых сериалов ^^

2013-11-10 в 15:24 

Grissel
:Азиль:, насчет "воспитана" - не знаю. Только про имя. Но и Антрекот, и Ахотора придерживаеются мнения, что она была правящим дайме, а не номинальным, а я им верю.

2013-11-11 в 01:45 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Grissel, ясно =)))

2016-02-20 в 01:30 

Инэйлэ
Mhi draar digur. Mhi draar tok'kad. Nu’mhi kar’taylir miit “ne’ret’yc.
Как же причудливо тасуется колода... Иэясу ненормативно отвечает Имагаве в ответ на требование отдать ребёнка... А эн лет спустя требует уже троих детей у Датэ Масамуне и получает ответ... недвусмысленный. Интересно, вспоминал ли тогда уже сегун-на-пенсии ту историю или нет? Думал ли он о том, как часто история повторяет саму себя?
Не знаю... знаю лишь то, что до баллад Антрекота я добралась давно, а вот такой вот исторический бумеранг осознала вот только на днях.
Хотя Иэясу поумнее меня будет, наверняка вспомнил, и может ещё и досадовал, что впустую гонял посланцев до Сэндая и обратно...

2016-02-20 в 10:10 

Grissel
детей Санады требовал Хидэтада, Иэясу уже не было в живых.
А про Ии Наотору на будущий год собираются снимать тайгу.

2016-02-20 в 11:35 

Инэйлэ
Mhi draar digur. Mhi draar tok'kad. Nu’mhi kar’taylir miit “ne’ret’yc.
Grissel, теперь всё понятно, в том числе и то, что не такая уж я и умная. Надо было догадаться, что Иэясу вообще бы требовать не стал - по совокупности факторов.
Тайга... Эх, я даже "Небеса, земля и люди" не посмотрю никак...

2016-02-22 в 00:26 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Инэйлэ, ну, есть не только тайги, есть и фильмы, например Фуурин Казан. тоже отличный :heart:

2016-02-22 в 00:27 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Grissel, А про Ии Наотору на будущий год собираются снимать тайгу.
ооо!!! это интересно :hash:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эпоха Воюющих Провинций

главная