22:16 

:Азиль:
Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
11.11.2011 в 14:25
Пишет Morceleb:

О японских аркебузах
Итак, японцы и огнестрел.

Вообще с порохом японцы познакомились при довольно неприятных обстоятельствах - когда монголы пытались захватить Японию в 13 веке. Скорее всего, это вполне удалось бы монголам, но оба раза им не везло с погодой - тайфуны дважды топили значительную часть флота вторжения, а незначительные десанты самураи вполне успешно добивали. На вооружении у монголов на тот момент уже были примитивные гранаты, но особого значения японцы им не придавали (если не считать ниндзей с их фокусами, но про них ничего не скажу, потому как это требует отдельного, тщательного и долгого изучения, но лежит несколько в стороне от области моих интересов). Вполне допускаю мысль, что из Кореи в Японию попадали примитивные ручные пушки, но опять же не прижились.
Настоящим "днем рождения" огнестрела в Японии следует считать 1543 год, когда к ее берегам штормом занесло португальских торговцев, собиравшихся продать аркебузы корейцам. Прошу заметить, что скорее всего это было охотничье оружие, потому как калибр ранних японских аркебуз был 13 мм, а в Европе того времени на войне почти не использовали оружия калибром меньше 15.4 мм, плавно наращивая его до чудовищных 22-23 мм у самых злостных мушкетеров. Разница объясняется тем, что даже охотничьих аркебуз вполне хватало против японских доспехов, а вот пластинчатые доспехи (особенно кирасы миланской работы) из охотничьей аркебузы было пробить затруднительно. Впоследствии, параллельно с усилением защитного вооружения, калибр японского огнестрела так же подрос, но в среднем не дотягивал до европейского линейного ружья. Косвенно в пользу этого свидетельствует тот факт, что в рекламных целях их одной из аркебуз была подстрелена утка.
Даймё Танэгасима Токитака считается первым обладателем огнестрельного оружия в Японии - именно он купил две аркебузы, которые отдал своим кузнецам для копирования. Не тут то было, хваленые японские кузнецы не справились, пока не получили от португальцев уроков оружейного дела. По слухам, португальского оружейника соблазнили дочкой главного кузнеца.
Надо отдать должное, что учениками японские оружейники оказались прекрасными. За полгода было изготовлено порядка 600 аркебуз, которые Токитака распродавал всем желающим, в основном с целью рекламы.
Есть мение, что японскоре огнестрельное оружие не уступало европейскому, однако это не совсем так. Японцы (признаю, молодцы) внесли в конструкцию своих аркебуз удачные изменения, поменяв обратный курок на привычный современному миру курок азиатского типа (вот только задолго до них такими курками пользовались арабы, но это ничего), сделали относительно устойчивые к влажности фитили (пропитанные селитрой и обмазанные смолой в смеси со всяким разным), придумали предохнанитель (крышку пороховой полки, откидывавшуюся непосредственно перед выстрелом), сделали пружинные замки для доводки фитиля к полке.... В общем местные аркебузы-тэппо сделанные хорошим мастером для дорогого клиента были действительно хороши.

Но вот с валовым продуктом дела обстояли значительно хуже. Во-первых не надо забывать, что ствол изготавливался методом оковки стального стержня U - образной пластиной - такая трубка далеко не всегда была надежна. Отсюда и японское понятие удон-дзю, ружье-лапша. Это отнюдь не указание на вид боеприпаса, а всего лишь описание ствола после неудачного выстрела.
Надо сказать, что европейское оружие элитного класса в то время уже не было фитильным - дорогие аркебузы для сильных мира сего получили колесцовые замки, вовсю шли эксперименты с нарезным и даже казнозарядным оружием. Качество изготовления при этом было запредельное, но и цена немалая.

Казнозарядная аркебуза 1537 года, принадлежавшая Генриху 8-му, например.
Если же сравнивать не японский тэппо, принадлежавший знатному самураю или сёгуну, и валовую аркебузу, одну из тех, с которыми Кортес отправился в новый свет (и тут справедливо будет сказать, что японское оружие всяко не хуже, а лучше), а удон-дзю и аркебузу сделанную для графа или герцога на заказ, то можно сделать вывод, что японцы вообще не умели делать огнестрел, потому что это ж позорище. Суть в том, что бОльший опыт как изготовления, так и применения огнестрела в Европе, лучшее качество руды (и, соответственно, стали) делали европейское оружие лучше, если сравнивать оружие равного класса. Кроме того, не надо забывать, что европейское оружие того времени было еще и мощнее - всего лишь следствие необходимости стрелять по жандармам, рейтарам и прочей бронированной нечисти.
Дополнительной сложностью для японцев было и то, что качественный порох поставлялся из Европы (в основном Англия, страна, по тем временам имевшая порох не лучший в Европе, в этом вопросе несколько отставая от Франции и Испании, хотя пальма первенства кочевала из страны в страну, но это совсем другая история). Местный порох очень долго не мог даже близко сравниться с дорогим импортным, но, тем не менее, со своей задачей справлялся.
Начиная с первого применения огнестрельного оружия в бою в 1549 году его значение и распространение растут ка на дрожжах. Уже через 30 лет доля огнестрельного оружия на вооружении пехоты (стрелков) достигает 50 %, к 1600 году в отдельных армиях аркебузы почти полностью вытесняют лук.
Одним из наиболее известных сражений с применением огнестрела в Японии считается битва при Нагасино. Если бы о ней спросили, например, ветеранов Итальянских войн, ребята пожали бы плечами и сказали - ничем не удивили. Что тут такого? - поинтересовались бы Фрундсберг и д'Авалос, вспоминая, например, Бикокку. А вот для японцев использование полевых укреплений и стрельба шеренгами была революционной тактикой.

Некоторая стагнация в развитии японского огнестрела наблюдается после 1640 года, когда были изгнаны иностранцы. Японцы все еще продолжают закупать оружие у голландцев (что еще раз намекает на то, что японское оружие вовсе не превосходило европейское), но голланцы как всегда верны себе - японцам везут устаревшие филильные аркебузы и лишь в 18 веке в Японии появляются ружья с кремневыми замками, которые уже почти век используются в Европе. Европейские веяния подхватывают и японские оружейники - у них не отнять способности довести какую-нибудь идею почти до совершенства. Вскоре в Японии появляются и пистолеты с колесцовыми замками, и двухствольные пистолеты и "утиные лапки" и пистолеты револьверного типа с кучей стволов.... То, с чем Европа уже наигралась. Зато японцы позаимствовали у европейцев байонет, применив аж два типа оного - мечеподобный дзюкэн и копьеобразный дзюсо.
Отдельно стоит упомянуть японскую эрзац-артиллерию какаэ-дзуцу (ручная пушка), представлявшую собой аналог европейских ручных мортирок и крепостных ружей, своего рода гибрид между ними - крупный калибр, довольно короткий (но значительно бОльшей, чем у мортирок длины) ствол и.... Примитивный лафет.

Seki-School one-kan (3.75 kg) cannon (caliber: 8.5cm, total length: 140cm) (Национальный музей истории Японии)
Нормальной артиллерии японцы делать так и не научились, все их сколько-нибудь значимые пушки были куплены у европейцев, или же попросту конфискованы с кораблей. И вот тут возникала проблема - тяжелые пушки (18 фунтовки) были для полевой артиллерии слишком тяжелы, а фальконеты, снятые с верхних палуб, мало чем могли повредить крепостям.
Эксперимент с голландскими мортирами произвел на японцев большое впечатление, но они тоже не особо прижились.
Самым интересным, пожалуй, из всего многообразия японского огнестрела можно назвать огнестрел скрытого ношения - замаскированный под короткий меч или даже кинжал в ножнах, под курительную трубку или разборный пистолет, сделанный в виде футляра для кистей и чернильницы.
Картинок не нашел, а книжку сканить лень, да и качество картинки поганое.
Ну, собственно, вкратце рассказал, вопросы, уточнения приветствуются.
Возражения от японофагов тоже, но только обоснованные.
Единственно что добавлю - исчезновение огнестрела в японии в 17 веке - это ересь, за которую надо сажать на кол. Упадок оружейного дела в Японии приходится на конец 18 века, но и тогда огнестрел продолжал производиться, хотя и очень ограниченно.
URL записи

@темы: искусство войны, оружие и доспех, самураи

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Эпоха Воюющих Провинций

главная