Sengoku_Jidai
Кукушки - не те, кем кажутся!
Коса 光佐 (Хонгандзи Кэннё 本願寺 顕如 ), 20 февраля, 1543 - 27 декабря 1592


его мон (отчего-то в источниках везде глициния клана Фудзивара... видимо, там имелись предки.)


Кэннё был сыном Shonyo Kokyô, лидера буддийской секты Дзёдо-синсю, который скончался в 1554 году. Несмотря на его крайнюю молодость (Кэннё было всего 11 лет, когда умер его отец), императорским указом ему было передано руководство Исияма Хонгандзи (храмом-крепостью Икко-икки, воинствующих монахов и крестьян) и провинцией Кага: Кэннё стал 11 главой секты. В 1568 г. Ода Нобунага вошел в Киото, и отношения между Ода и Хонгандзи быстро испортились. Кэннё же начинает искать союза с противниками Нобунаги, такими как Адзаи, Асакура, Уэсуги, Такеда и Мори - и довольно успешно.
В 1570 году Такеда Синген, породнившийся с Кэннё через брак, попросил его о помощи против своих соперников - и Икко-икки выступили против Уэсуги. В том же году Нобунага атаковал Исияма Хонгандзи, который был крепостью, расположенной в стратегически удачном месте, с большими запасами продовольствия и огнестрельного оружия. Первые попытки прямого нападения Нобунаги были отбиты, и тогда Ода начал осаду Хонгандзи. Кэннё же призвал на помощь семью Мори, которые доставляли продовольствие осаждённым по морю. Кроме того, Коса слал просьбы о помощи другим последователям Икко в провинциях Мусаси и Сагами, а также просил помощи у кланов Такеда и Уэсуги, но те не ответили на его призыв. Впрочем, вскоре союзникам Кэннё действительно стало не до Хонгандзи - Нобунага атаковал их самих. Флот Мори был разбит в 1578 году и, наконец, Хонгандзи был полностью изолирован от внешнего мира. Тем не менее, осада продолжалась до самого 1580 года (а всего она длилась 10 лет - это была самая долгая осада в истории Японии). К 1580 году ресурсы крепости были практически исчерпаны, и, обсудив ситуацию со своими союзниками Мори, Кэннё тайно отправился в провинцию Кии в надежде найти там помощь. Он оставил главным в крепости сына, который сдался после того, как в 7 месяце 1580 года прибыл императорский посланник с официальным требованием императора Огимати о капитуляции. Исияма Хонгандзи должен был быть оставлен, но защитники получали прощение и храмы Хонгандзи в Кага, захваченные Ода при завоевании этой провинции, должны были быть возвращены обратно. Нобунага, редко демонстрировавший умеренность, выполнил условия императора, но крепость таинственным образом сгорела сразу же после того, как монахи покинули её. Через три года Тоётоми Хидэёси начал на её месте строительство Осакского замка.
Несмотря на это обидное поражение, Коса остался посвященным секты Икко, и горел идеей восстановления центральной крепости-собора для секты. Он заручился поддержкой сектантов Икко в помощи Тоетоми Хидэеси, чтобы получить его благосклонность. В 1583 году Коса послал воинов Икко сражаться с противником Хидэёси, Сибатой Кацуиэ, а в 1587 году он отправил посланников на Кюсю, прося местных лидеров Икко о помощи для армии Хидэеси в провинции Сацума. В 1589 году Хидэеси удовлетворил просьбу Кэннё, и к 1591 году в Киото, в южной части города, был построен новый храм Хонгандзи.
В 1592 году Кэннё умер, и настоятелем храма стал его старший сын Кёнё, однако сам Кэннё указал в завещании, что желает видеть настоятелем другого сына, Дзюннё. Согласно указаниям Хидэёси, Дзюннё в 1593 году стал настоятелем, а Кёнё удалился от дел. Однако десять лет спустя, в 1602 году Кёнё получил от первого сёгуна Токугавы Иэясу участок земли к востоку от Хонгандзи и приказ основать там новый храм. Таким образом, Хонгандзи, а с ним и последователи секты, были разделены надвое. Старый храм во главе с Дзюннё получил название Ниси Хонгандзи (Западный Хонгандзи), а новый во главе с Кёнё — Хигаси Хонгандзи (Восточный Хонгандзи).

(с) :Азиль:

А теперь немного по истории вопроса:

Движение Икко-икки.


Воины Икко-икки со священным ковчегом

Икко-икки – мощное религиозное движение, потрясавшее Японию в конце XV – середине XVI вв. Его основателем стал проповедник Рэннё (1415-1499), приверженец учения "Чистой земли" обосновавшийся в районе Хокурику. Согласно этому учению, важнейшей ценностью объявлялся труд, что привлекало самые широкие массы населения. Бежав от завистливых монахов Энрякудзи, в 1471 году Рэннё осел в провинции Кага. В Ямасина, к западу от Киото, с 1479-го по 1483 год строится храмовый центр Ямасина Хонгандзи.

Вскоре в 1485 году вокруг Рэннё сформировалась новая секта Икко(сю) (Дзёдосин) – название японской буддийской школы Дзёдо-синсю после оживления ее деятельности в 15 веке, в названии школы (“икко” – “одно направление”, “следование чему-либо одному”) нашло отражение в основополагающее догматическое положение ее учения: перерождение человека в “чистой земле” обеспечивается исключительно его молениями будде Амиде – состоявшая из монахов, восставших крестьян и дзи-самураев (мелкопоместные воины-землевладельцы). В 1486 году они установили временное правительство в Ямасиро. После войны Онин обнищавшие крестьяне, ищущие утешения в религии, расширили ряды секты до 200 тыс. человек.

В 1488 году выступавшие под лозунгами борьбы за справедливость духовные лидеры, пользуясь моментом, подняли восстание и захватили власть в провинции Кага, установив над ней полный контроль, взяв все проблемы местного самоуправления в свои руки. Эта уникальная форма крестьянско-буддистского правления сохранялась почти целый век. Они попытались захватить и соседнюю провинцию Этидзэн, но были отбиты сильным феодальным домом Асакура.

Так, в 1532 году армия Икко осадили богатый город Сакаи, где была сильна буддийская секта Нитирэн, весьма, кстати, непримиримая к другим религиозным течениям. После тяжелых боев в Сакаи солдаты Икко-икки двинулись на гору Нара и сожгли монастырь Кофукудзи, а затем пошли на Киото. Сектантов поддержали монахи с горы Хиэй и тоже вступили в столицу. Все храмы учения Нитирэн были сожжены, и некоторые районы города, еще не оправившегося от войны Онин, снова разрушены до основания. От полного разорения Киото спасли даймё Хосокава Харумото и секта Хобо – их объединенная армия осадила Ямасина Хонгандзи, заставив Икко вернуться на выручку к своим приверженцам. А войска Роккаку Садаёри и военные отряды горожан Киото, членов нитирэновской секты сожгли Ямасина Хонгандзи.

Вскоре Икко-икки закрепились еще в одной провинции, Микава, где в 1533 году начали строить огромный укрепленный храм Исияма Хонгандзи, на месте которого сейчас стоит Осакский замок (в 1584 году Тоётоми Хидэёси построил грандиозный замок Осака на месте Исияма Хонгандзи). Движение Икко-икки было неоднородным - его поддерживали крестьяне, духовенство и обедневшие самураи. Последние постепенно заняли все руководящие посты, что обусловило милитаризацию секты. Она фактически превратилась в крупное феодальное войско, использовавшееся с целью территориальных захватов.

Жестокая война между религиозными сектами прекратилась только в 1534 году Икко-икки снова подняли голову через тридцать лет, активно сопротивляясь планам Ода Нобунага по объединению страны. Сектанты несколько раз выступали против Токугава Иэясу – в 1563 году войска даймё Токугава Иэясу подавили мятежников в провинции Микава, и Ода Нобунага – в 1571 году, он сжег вместе с осажденными монахами монастырь Энрякудзи на горе Хиэй(дзан) – оплот секты Икко, пока 10 сентября 1580 года последний не стер с лица земли их главный храм Исияма Хонгандзи. Солдаты Икко были серьезными противниками. Уверенные, что после смерти обретут воскрешение в "Чистой земле", они сражались, не щадя ни своей жизни, ни чужой. Нобунага платил им тем же – так, после взятия храма Нагасима в 1574 году весь его 20 тыс. гарнизон был казнен.

После разрушения главного храма Исияма Хонгадзи, он раскололся на две ветви с главными храмами Ниси Хонгандзи и Хигаси Хонгандзи в Киото, которые до сих пор являются крупными и влиятельными религиозными объединениями.


(с) www.sengoku.ru/archive/library/history/reviews/...


Хонгандзи Рэннё蓮如 (1415-1499)



Рэннё был лидером секты Дзёдо-синсю (Икко(сю)). Он был также известен как Синсоин, и посмертно как Кэндзу Дайси. Его проповеди вели к восстаниям - толпы бедных самураев и крестьян начинают организованные нападения на своих феодальных правителей.

В 1457 году Рэннё начал активную работу в качестве миссионера в провинции Оми, ведущую на повышение благосостояния секты. Однако продвижение идей секты Дзёдо-синсю оскорбляло монахов старейших храмов секты Тэндай, и Рэннё был вынужден бежать в провинцию Оми, когда был атакован монахами Энрякудзи в 1465 году.

В 1471 году Рэннё снова был вынужден бежать. Он отправился к Ёсидзаки, где построил храм, привлекший множество последователей.

Идеи Рэннё во многом предназначались для крестьян, которые позже формируют ядро секты Икко-икки - борцов против феодального благородного класса.

Надо обратить внимание, что Рэннё, подобно самым набожным буддистам, был сторонником пацифизма. Однако, признавая угрозу для своих последователей и их храмов от других религиозных сект и от даймё в течение периода Сэнгоку Дзидай, он наблюдал за укреплением храмов и обучением Икко монто (последователей) военному делу, ничего не предпринимая.

Пять лет спустя, он возвращается в Киото и создаёт новые храмы, а так же новый центральный штаб секты - монастырь Ямасина Хонгандзи Мидо. В это же время Рэннё установил новую форму литургии (гонгё), включая элементы, которые станут основой Хонгандзи Синсю буддизма. Он также переписал множество буддийских текстов в кана, делая тексты более доступными для обычного малограмотного человека.

В 1496 году Рэннё искал уединения и удалился в сельский район реки Ёдо, где построил келью. Эта область была известна как "о-дзака" ("большой склон"). Но отшельничество Рэннё длилось не долго, его небольшая келья быстро выросла в храм и наполнилась последователями. Уже ко времени смерти Рэннё в 1499 году этот комплекс сооружений стал известен как монастырь Исияма Хонгандзи, который оказался самым большим укрепленным монастырем в японской истории.

Тем временем, более крупное движение Икко-икки, последователями которого были в основном крестьяне, увеличило своё влияние в провинциях Кага и Этидзэн и становилось все более и более неуправляемым. В 1488 году они изгнали управляющего провинцией Кага (его звали Тогаси) и фактически взяли под свой контроль всю провинцию. Движение Икко-икки раз за разом наносило поражения воинам клана Асакура из Этидзэн, которых послало Бакуфу, чтобы усмирить восставших.

Велика была значимость Рэннё и в учении Синран. Его письма, известные как Гобун сё или Офуми, часто прочитывались вслух во время проповедей. В то же время были и разговоры относительно правильности политики Рэннё. С одной стороны, Рэннё организовал Синсю в последовательную структуру - перевел учение Синран на более простой язык и развивал простую литературу. С другой стороны, Рэннё вводил в Синсю некоторые элементы, относящиеся к доктрине конкурента Сэйдзан Дзёдо и также допускал веру в синто ками (богов из синтоизма) в большей степени, чем это было характерно для Синран. Хотя, без усилий Рэннё, секта Дзёдо-синсю почти наверняка была бы разрушена и поглощена другими сектами.


(с) www.sengoku.ru/archive/library/history/reviews/... (я позволила себе внести некоторые исправления в оригинальный текст, чтобы сделать его более читабельным)


Исияма Хонгандзи

Исияма Хонгандзи была первой крепостью секты Икко-икки, монахов-воинов и крестьян, которые выступали против главенства самураев. Крепость была построена в 1496 году у течения реки Ёдо на побережье внутреннего японского моря Сэто, на месте древней столицы Нанива в провинции Сэтцу. Фактически, недавнее археологическое исследование показало, что храм был построен поверх руин старого роскошного дворца. Вокруг Исияма (каменная гора) с тех пор рос город, который известен нам под названием Осака.

Основоположником города-крепости, ставшего вторым по величине в Японии - стал Рэннё, известный последователь Дзёдо-синсю (Икко-икки). Современные документы, описывающие местоположение города: он находился на "большом склоне" (о-дзака) впоследствии это определило следующие название города - Осака. Хотя Рэннё изолировался в этом тихом месте, он очень быстро привлек большое число приверженцев и последователей. Крошечный храм Рэннё, построенный для него, был расширен (было построено много домов и других зданий для новых последователей). Через три года после смерти Рэннё крепость Исияма Хонгандзи была достроена.

После разрушения в 1532 году Ямасина Хонгандзи в Киото, Исияма Хонгандзи стала главным собором и оплотом для последователей Икко-икки. Взносы и пожертвования от приверженцев собирались через систему специальных сборщиков, прежде всего базируемые в Сакаи, в близлежащей провинции Идзуми.

Крепость Исияма Хонгандзи считали неприступной, в значительной степени благодаря ее местоположению. Кроме того, примерно сто монахов патрулировали крепость круглосуточно, при необходимости вызывая на подмогу ещё 9 000 воинов. Монахи крепости прибывали сюда не только из Осака и близлежащих провинций, но также и из областей Кага и Этидзэн. Монахи также имели много союзников, включая клан Мори, который снабжал крепость, когда она была под осадой, а так же поддерживались такими влиятельными фигурами как - Уэсуги Кэнсин и Такэда Сингэн, оба которых и поддерживали секту, чтобы ослабить своего конкурента Ода Нобунага.

В августе 1570 году крепость Исияма Хонгандзи была под осадой сил Ода Нобунага, но благодаря своему положению на побережье, сумела протянуть в осадном положении 10 лет, пережив самую продолжительной осаду в японской истории. В августе 1580 года настоятель Коса сдался. После этого вся крепость Исияма Хонгандзи была сожжена до основания. Согласно некоторым источникам, это было сделано монахами, не желавшими сдавать крепость. Хотя некоторым мятежникам удалось сбежать в провинцию Кага, разрушение Исияма Хонгандзи было действительно завершением всех притязаний монахов.

Три года спустя, Тоётоми Хидэёси начал строительство крепости Осака на том же месте.


(с) www.sengoku.ru/archive/library/history/reviews/...

@темы: религия, монастыри, личности